МБОУ "Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Прокопьева"

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

Аттестационные документы Васильевой Анны Васильевны


Аннотация
Заявление
Справка подтверждения
Документы подтверждающие результаты учителя
Курсы повышения квалификации
Портфолио
Награды

ВАСИЛЬЕВА Анна Васильевна

учитель биологии

  • Образование: Высшее СВФУ им. М.К.Аммосова, 2013 г. Специальность: биолог Дипломная работа "Отдел покрытосеменные растения и методика их изучения на основе интеграции учебных дисциплин".

Современные образовательные требования обучения биологии диктуют расширения содержания школьной биологии. Известно, что биология является одной из основных дисциплин естествознания, которая тесно взаимосвязана с другими науками. В связи с этим изучение растений на примере отдела покрытосеменных наиболее эффективным может стать путем установления межпредметной связи через игровую форму обучения.

Цель - выявление эффективности интеграции учебных предметов при изучении раздела "Отдел Покрытосеменные".

Задачи:

  • 1) Определение роли и места отдела покрытосеменных растений в школьном курсе биологии;
  • 2) Изучение возможности применения интегрированных игр в учебном процессе;
  • 3) Разработка методики изучения темы "Покрытосеменные растения";
  • 4) Постановка педагогического эксперимента по выявлению эффективности методики изучения темы "Покрытосеменные растения".

Основными идеями разработки нашей методики стали:

  • - применение комбинированных игр. В ходе урока кроме изложения основного материала на разных этапах урока учителем применяется элементы разных игр. Это такие игровые формы, как ролевая игра, игра- викторина, игра с элементами костюмированной постановки, математический бой, лаборатория юного ученого и др.
  • - разработка интегрированного содержания учебного материала. Занятия разработаны с установлением межпредметных связей: биология-география, биология-математика, биология-химия, биология-физика, биология-экология.
  • - пропедевтическая направленность изучаемого материала. Для учащихся 6-7 классов многие понятия таких предметов, как химия, физика, экология, являются незнакомыми и вызывают определенные трудности усвоения. В связи с этим изложение нового материала осуществляется на более доступном и легком варианте, а также многие виды практической деятельности учитель выполняет самостоятельно, демонстрируя научные процессы. На наш взгляд, это вызывает интерес учащихся к другим предметам естествознания, создает положительную мотивацию.
  • - краеведческий подход в изучении учебного материала. В ходе занятий часто приводятся примеры растений, произрастающих на территории родного села, изучаются представители покрытосеменных, занесенных в Красную Книгу страны, топонимические названия местностей села, установление экологической связи представителей покрытосеменных с условиями среды.
    Предлагаемая методика реализована разработанными планами-конспектами занятий по следующим направлениям и темам:
  1. "Покрытосеменные растения Магасского наслега" (биология и география). Форма урока: урок с элементами игры-викторины. Цель: познакомить учащихся с основными цветковыми растениями Магасского наслега; выявить черты приспособленности растений к условиям обитания; формировать чувство бережного отношения к растениям родного края, умение видеть и ценить прекрасное в природе. Методы: частично - поисковый, экспериментальный, самостоятельная творческая работа, рассказ учителя, игра-викторина;
  2. "Дыхание растений" в 6 классе (биология и математика). Форма урока: игра, командный математический бой. Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определение роли дыхания для живых организмов.
  3. "Химический состав отдельных органов покрытосеменных растений" (биология и химия). Форма урока: познавательная демонстрация химических опытов. Цель урока: познакомить с химическим составом покрытосеменных растений; дать представление о минеральных и органических веществах, о различном содержании воды в органах растений; закреплять навыки обращения с лабораторным оборудованием.
  4. "Клеточное строение вещества. Линзы. Оптические приборы и их применение" (биология и физика). Форма урока: игра - лаборатория юных ученых. Цели: познакомиться со свойствами линзы; изучить получение изображения предмета с помощью линзы; показать практическое применение основных понятий и законов в изучаемых оптических приборах на практике; изучить клеточное строение организмов; научить различать животную и растительную клетку; продолжить воспитание аккуратности и четкости при выполнении чертежей и рисунков, формирование умения внимательно наблюдать
  5. "Охрана цветковых растений" (биология и экология). Форма урока: ролевая игра с костюмированной постановкой. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: обучающая: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с растениями Республики Саха (Якутия), занесёнными в Красную книгу; подвести к выводу о необходимости охраны растительного мира; развивающая: развивать умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, обобщать, узнавать охраняемые растения в природе, на рисунках; воспитывающая: используя знания о значении растений в природе, необходимости охраны, осуществлять экологическое воспитание, прививать бережное отношение к растениям как важного компонента в природе.

По результатам эксперимента значительный прирост качества усвоения теоретического материала и совершенствования практических умений произошел благодаря сочетанию разных методов и форм организации обучения, использование приемов развития познавательного интереса на этапе изучения в виде: использования натуральных объектов, постановки проблемных вопросов, информации из дополнительных источников знания.

У учащихся развились знания о строении и многообразии покрытосеменных растений, особенно произрастающих на территории Якутии, т.к. усвоили определение высушенных растений.