ФГОС
Реализация ФГОС в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования
-
Ценностные приоритеты дополнительного образования
- демократизация учебно-воспитательного процесса;
- формирование здорового образа жизни;
- саморазвитие личности;
- создание условий для педагогического творчества;
- открытость системы;
- создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;
- системное развитие на основе информационных технологий;
- поиск, поддержка и развитие детской творческой одаренности.
для интеграции общего и дополнительного образования является переход на новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), которое предполагает взаимодействие в рамках учебного процесса во внеурочной деятельности. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия ОУ реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Учреждения дополнительного образования
Охват детей дополнительным образованием по направлениям за 2009-2011 годы
В учреждениях дополнительного образования детей сегодня в улусе работают 76 педагогических кадров
Образование педагогов ДО. Квалификационная категория.
Создание системы сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования детей
Эффективная реализации образовательной инициативы "Наша новая школа" требует создания системы сетевого взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей и формирование на этой основе единого образовательного пространства региона.
-
Основные направления взаимодействия:
- работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);
- развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- введение, принятие новых ФГОС.
В каждом из этих направлений интеграции со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений (далее - ОУ) должна осуществляться взвешенная политика по организации и координации действий, разработке нормативных актов, обеспечивающих создание условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории.
Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности
Содержательные механизмы
- реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.
Организационные механизмы
- разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений ОУ и УДО (интеллектуальными, кадровыми,информационными, финансовыми материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение кадров, обмен опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности
Финансовые механизмы
-
организация взаимодействия:
- на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе ОУ и УДО);
- за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности
В каждом из этих направлений интеграции со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений (далее – ОУ) должна осуществляться взвешенная политика по организации и координации действий, разработке нормативных актов, обеспечивающих создание условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории
Условия осуществления интеграции
Aнализ потенциала учреждений дополнительного образования детей в предоставлении дополнительных образовательных услуг;
Aнализ возможностей образовательных учреждений в реализации внеурочной деятельности
Построение содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.
Интеграция программ общего и дополнительного образования
Модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации ФГОС
Узловая
Когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые "аккумулируются" в УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому создание малочисленных учебных групп на 2 - 4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.
Традиционная
Когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.
Модель
С использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД - это своеобразный организационно - методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования
Проблемы
Недостаточное нормативно-правовое обеспечение развития системы дополнительного образования детей при реализации ФГОС.
Недостаточное организационно-методическое обеспечение развития содержания внеурочной работы и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов и видов.
Ограниченные финансовые возможности для повышения качества кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, повышения квалификации руководящих и педагогических работников. Отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования
Слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей (отсутствие компьютерных классов, Интернета).
Существует проблема вовлечения обучающихся в проектную и общественно-значимую деятельность. текучесть кадров