ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
ГУРИНОВА Раиса Андреевна
- Учитель русского языка и литературы.
- дата рождения - 1.08.1951
- Место рождения - с.Веролюбовка Целиноградской области Казахской ССР.
- Образование - высшее, ЯГУ, ИФФ, РО, 1973 г.
- Педстаж - 36 лет
- Старший учитель
- Отличник образования РС(Я)
- Почетный работник общего обоазования РФ
Распространение педагогического опыта
Выступления, доклад
- Выступления на заседании МО, каникулярные школы -Поэтика народной культуры 2006 г. -Лингвистический анализ текста -Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ.
- по русскому языку 2008 г. -Лекторий для родителей.
Открытые уроки
- Кустовой метод совет. Проведен в ВВСОШ им. Ю.Н. Прокопьева по теме "Внеклассная работа по предмету" Литературный вечер, посвященный 180-ю Л.Н.Толстого 16 декабря 2008 г.
- Открытый урок для молодых учителей "Лингвокультурологический портрет слова хлеб" март 2007 г.
- Сборник "Лучшие уроки учителей Верхневилюйского улуса" (урок русского языка в 10 кл) "Анализ текста" апрель 2009 г.
Курсы по повышению квалификации
- Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Курсы ИПКРО, г.Якутск, 2006 г.
- Улусный семинар-практикум "Образовательные технологии" Верхневилюйск 2007 г.
Педагогическое эссе
Трудно не согласиться с мнением, что образование воздействует на общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. В последние годы основное внимание в школе уделялось овладению ЗУНами, а становлению человека, духовному воспитанию уделялось меньше внимания. На мой взгляд, взгляд учителя, проработавшего 36 лет, возникла проблема «духовной дезориентации» подрастающего поколения. Чем же пытаемся исправить положение? Все большим и большим объемом теоретических сведений в учебниках. В стандарте образования русский язык объявлен коммуникативным средством. Но русский язык - это язык отчизны, язык нашей культуры, - это средство духовного развития личности, ключ познания мира, традиций народа, его философии и верований.
К.Д.Ушинский видел воспитание и развитие личности в том, чтобы развивать дар слова (языковую способность по современной терминологии), формировать умение слушать, говорить, читать, письменно оформлять свою мысль.
За последние годы в учебниках количественно увеличился объем теоретического материала, появились алгоритмы действий, моделирование, обобщающие схемы. При этом языковой теоретический материал подается по-новому: методы с объяснительно-иллюстративного уровня подняты до поискового, проблемного, исследовательского уровней. Каковы же результаты повышения уровня и роли теоретического материала? Школьная грамматика приблизилась к научной (введено понятие фонемы, элементы этимологии, стилистики и т.д.).
Ошибкой было бы отрицать роль теории в развитии интеллекта, но ..., можно ли недооценивать развитие эмоций, образного мышления, воображения, нравственных устремлений? Еще одна важная сторона обучения школьников развитие их речи. К сожалению, в овладении культурой устной и письменной речи явных ощутимых успехов не заметно. Крайне медленно растет культура общения - и в быту, и в школе, и в деловой сфере.
Наша методика сосредоточила все свои силы на модели «говорящий -слушающий», на результате общения как восприятие информации. Таким образом, обедняется эмоциональная функция языка. Как учитель словесности я давняя поклонница метода Е.Н.Ильина. Для него литература — прежде всего средство нравственного воспитания личности. Мне очень близка такая позиция учителя - словесника.
Я думаю, мы должны учить не только овладевать ЗУНами (это внешняя форма), а работать над становлением личности подрастающего поколения, воспитывать человека с богатым внутренним миром. «Чтобы не превратить ребенка лишь в «хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул», надо учить его думать». (В.А.Сухомлинский).