МБОУ "Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Прокопьева"

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

Портфолио: 1 стр. | 2 стр. | 3 стр. |

МУКСУНОВА Ольга Ильинична

Тема самообразования:
Обучение учащихся начальных классов
основам научно-исследовательской деятельности.
  • Учитель начальных классов
  • МОУ Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н.Прокопьева
  • Квалификационная категория: высокая
  • Образование: высшее
    • Вилюйское педагогическое училище имени Н.Г.Чернышевского, 1981 г.
    • Магаданский педагогический институт, ПиМНО, 1988 г.
  • Квалификация: «Учитель начальных классов».
  • Педагогический стаж: 29 лет.
    • Награждена Почётной Грамотой главы улуса М.М.Донского(1999)
    • Почётная Грамота Верхневилюйского УУО (2001; 2003;2005)
    • Почётная Грамота Союза детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) (2007)
  • Звание: Отличник образования Республики Саха (Якутия)

Моё учительское счастье

Педагогическое эссe

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.

Учитель… Какое ёмкое слово! Оно сопровождает нас всю жизнь. Если мерить жизнь решающими «личными» встречами с учителями, то получится, пожалуй, так: моя самая первая учительница Николаева Марфа Варламовна, учительница русского языка и литературы Судинова Галина Андреевна, классный руководитель Седалищева Агния Ивановна. Как сильно бьётся моё сердце, каждый раз, когда я слышу эти слова. Каждая из этих учителей, действительно сыграли очень большую роль для того, чтобы я стала учительницей. Моя первая учительница Марфа Варламовна – это маленькая, хрупкая, добрая женщина открыла для нас мир красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Она была для нас источником вдохновения. Мы видели в ней своего друга, творца, наставника, вожака, и доверяли ей свой мир. Я очень любила её. А позднее поняла, что если ребёнок любит своего учителя, значит, он любит и учиться, любит школу, уроки, книги и всё, что связано с этим волшебным словом – «школа».

А Галина Андреевна научила на своём примере любить, уважать, восхищаться великим русским языком. На каждом уроке мы вновь и вновь открывали для себя тайны, этого великого языка. Наверно, я так любила уроки русского языка, что приходила всегда подготовленной, всегда старалась отвечать правильно, радовалась когда получала заслуженные «пятёрки». Всё, что вложила в нас Галина Андреевна, помогло нам в дальнейшей учёбе в училище и в институте.

А быть всегда в гуще событий, уметь проводить внеклассные мероприятия, диспуты, праздники, всегда отвечать за свои поступки, доводить начатое дело до конца, никогда не отступать перед трудностями, всегда находить пути решения, даже в самых трудных ситуациях – всему этому я научилась у Агнии Ивановны, у нашего классного руководителя.

И вот я – учитель. В сознании постоянно звучат слова, сказанные мне, студентке педфака, учителем русского языка и литературы ВПУ Ивановой Нины Ильиничны: «Всё от любви: высоко подняться может каждый из нас всевозможными средствами, но держаться долго на высоте можно только сильным излучением любви. Всякое дело на свете должно быть делом любви».

Так, до сих пор это изречение для меня – главный принцип в работе. А свою педагогическую философию я могла бы выразить одним словом: сотворчество. Именно сотворчество является для меня высшей формой сотрудничества. Я – учитель начальных классов.

Передо мной полные доверия широко распахнутые, детские глаза первоклашек. пятнадцать пар детских глаз! Ребята волновались. Если бы они только знали, как тогда волновалась я!!! Ах, только бы оправдать это доверие, чтобы дети поверили в меня, пошли со мной по тернистой тропинке знаний.

И вот - первые уроки. Первые шаги в мире цифр, букв, слогов. Понравится ли детям учиться в школе? Поймут ли, запомнят ли то, что я хочу им преподать?

Совсем незаметно пробежали годы. Сейчас они, мои первые выпускники, все закончили высшие учебные заведения, работают тоже учителями в разных уголках нашей республики. Позади наши утренники, уроки, перемены, наши общие переживания и много-много дней, каждый из которых неповторим.

Весь мой педагогический путь - это восхождение по ступенькам.

В 1981 году я закончила Вилюйское педагогическое училище имени Н.Г.Чернышевского. Свои первые педагогические шаги я начала в Дюллюкинской средней школе, воспитателем продлённой группы в 5 классе. А ведь тогда мне было всего 19 лет.

А в 1994г. я назначена старшей пионервожатой, а потом учительницей начальных классов в Верхневилюйской восьмилетней школе. Моя любимая восьмилетняя школа. Мои любимые и такие родные люди, мои учителя. Как они помогли, как поддержали меня в мои первые дни. Трудности, с которыми сталкивается впервые годы своей работы начинающий учитель, естественны. Они порождаются новизной, а порой и неожиданностью ситуаций и обстоятельств. Поэтому я считаю, что в быстрейшей адаптации молодого учителя большую роль играют педагогический коллектив и наставник. Именно они помогают начинающему учителю любить свою профессию, утвердиться в ней, работать с усердием, отдавая всю силу, энергию, знания. Моим наставником была Мария Степановна Васильева. Она научила меня, как правильно составить поурочные, календарно – тематические планы. Её советы, отношения к детям, увлеченность и преданность своей работой стали примером для подражания и заслужили мое уважение и восхищение. Посещая уроки опытных учителей, я поняла, что не только знания учителя, но и весь его внешний облик, манера держаться, его речь, культура, творческие способности, талант воспитывают ученика. И именно такой учитель заслуженно пользуется уважением своих учеников. Конечно, именно такой учитель, относящийся к ученикам, учитывая их индивидуальные особенности, любящий детей, стремящийся добиться успехов, имеющий доброжелательное отношение к своим подопечным, всегда достигает поставленной цели. Если ребенок не думает, даже не старается думать, то никакая работа его не заинтересует. Если сам будет анализировать, комментировать, разбирать, исследовать, то только тогда получит удовлетворение от проделанной работы.

Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Это встреча может помочь ребенку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.

Двадцать шесть лет прошло с тех пор, как я учителем впервые вошла в свой класс. Уже тогда решила планировать свою работу так, чтобы с первых лет обучения ребенок не тяготился школой, заботилась о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. В своей работе считаю необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучение. Но в чем именно? Ребенок рисует, продуктом его труда является рисунок – домик, лошадка; лепит, результат действия – грибок, зайчик.

Совсем иное дело – учебная деятельность. В ней под моим руководством ребёнок оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако, при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.

Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Например, ученик решил задачу, написал диктант: результат – выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с учеником: он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Мне кажется, это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удаётся сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на условие способов действий в конкретной области учебного предмета.

Я считаю, моя задача как учителя – научить ребёнка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть её за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Поддерживать интерес ребёнка к учебе помогают в моей работе яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. Интересное, загадочное запоминается надолго. В работу включаю экскурсии, наблюдения, элементы занимательности и драматизации, работу на перспективу, использование природных задатков и творческих способностей детей.

На уроках у меня нет скучающих глаз, грустных физиономий. Наверное, мне везёт на хороших учеников. Я считаю, что труд учителя заслуживает всенародной благодарности. Уважение к нему вечно, как вечен процесс познания нового, неизвестного. От него, от его энергии и настойчивости зависит успех выполнения поставленных задач. Современный педагог должен быть глубоко компетентен в осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми, проявлять творческую инициативу в поисках путей и средств обучения и воспитания школьников.

Работа учителя – это не только работа по образованию и воспитанности, но это и работа сердца. Учитель может достичь хороших результатов в своей работе, если он отдает тепло своего сердца детям, посвятит всю свою жизнь этой трудной, но благородной работе.



Портфолио: 1 стр. | 2 стр. | 3 стр. |