МБОУ "Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Прокопьева"

ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

Портфолио: 1 стр. | 2 стр. | 3 стр. |

Образовательная программа, педагогические технологии, методика, методы, приемы

В настоящее время мы вполне определенно можем констатировать, что образование Межрегиональной общественной организации «Школа 2100» ознаменовало собой целое направление в российском образовании, которое известно сегодня как развивающее, вариативное, гуманистическое, личностно ориентированное образование. С появлением в 1999г. Проекта общественной Образовательной программы «Школа 2100», технологии отечественного образования, свои конкретные, целостные очертания получила и идея непрерывного образования. Но самое главное, Образовательная программа, как и вся деятельность Межрегиональной общественной организации «Школа 2100», фактически дала мощный толчок для осознания в обществе того, что в постиндустриальной России третьего тысячелетия школа должна быть качественно иной, ее позитивная роль может быть обеспечена только при культурно ориентированном характере содержания образования.

Образование-главное богатство страны, и, как любое богатство, его нельзя пускать на ветер. Но надо помнить и о том, что сегодняшнее образование обязано заглядывать в завтра и что нельзя строить его так, как оно строилось двадцать, тридцать, сорок лет назад. Если мы хотим, чтобы наша страна и наше общество развивалась надо сделать так, чтобы обеспечить развитие личности каждого юного гражданина страны, каждого нового члена российского общества. В этом и смысл Образовательной программы «Школа 2100». В сущности, Программа уже оказывает реальное влияние на дальнейшее развитие образования в нашей стране. Процесс обучения предполагает достижение трех групп, целей: развивающих, воспитательных и собственно образовательных. Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика, таких структур, как потребности и мотивы, ценности, нравственные установки, нормы поведения и др. Образовательные цели- знания, умения, навыки. Знания- понимаемая и воспроизводимая учеником, научная информация. Цель «знания» достигается двумя этапами урока: введение и воспроизведение (проговаривание) знаний. Умение-это применение знаний на практике, т.е. на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки -автоматизированные действия, формирующиеся путем многократного повторения.

В зависимости от образовательной цели и этапов можно выделить два основных вида уроков: изучение нового материала и закрепления. Целью урока нового материала являются знания, а центральным его этапом - введение знаний. Цель урока закрепления-умения, центральный этап-решение задач и выполнение упражнений.

Каждый учитель в своей работе выбирает и использует те методические пособия, педагогические технологии, которые близки ему, его педагогической концепции. Овладение содержанием обучение-усвоение знаний и умений, которые входят в содержание обучение, - не является главной целью обучения, а лишь методом, средством для воспитания и развития учащихся. Поэтому обучение должно быть построено так, проводиться такими методами и приемами, чтобы оно в максимальной степени способствовало развитию и воспитанию каждого школьника. Психологи, педагоги советуют, что для учащихся значимыми являются те знания, которые добыты самостоятельным трудом, исследовательской работой. В педагогической мастерской ребенок учится высказывать свое мнение, не боясь ошибиться, преодолевает стеснительность, робость, развивает образное мышление.

Также учитель использует личностно-ориентированное развивающее обучение. Цель этого обучения – развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, помочь личности познать себя. Это технология дает возможность ученикам на самообразование, самовыражение. Во время уроков учитель использует иногда игровые технологии. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общих учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучать учебный материал с различных позиций. Человек, занимающийся творческой работой, развивается как личность, духовно становится богатым, развивается и образное мышление. Ученик, у которого развита творческая деятельность со школьной скамьи, становится умелым, активным, трудолюбивым, талантливым, социально готовым к будущей жизни.

Конечной целью работы является воспитание через уроки учеников, ценящих жизнь, относящихся ко всему творчески, умеющих логически доказывать свою точку зрения, образно мыслящих и любящих родной край.

В нашем классе полностью используется учебно-методический комплекс «Школа 2100». «Русский язык». Обучение грамоте в 1-ом классе и русский язык в 1-4 классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) и реализованный в учебниках «Моя любимая азбука», «Русский язык» (1-4). В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

Литературное чтение (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1 класс – детская литература; 2 класс – фольклор, сказки, литературные сказки; 3 класс – литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4 класс – систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней.

Данный курс формирует у детей интерес к чтению на основе самого чтения через интересные литературные тексты. Математика (по учебнику Петерсон Л.Г.) Курс в целом ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребенка, т.е. на развитие не только ума, но и воли, чувств, творческих способностей и мотивов деятельности. Курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа «минимакса»: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне «максимума»), а контроль его усвоения – на уровне стандарта («минимума»), что обеспечивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика (более или менее подготовленного).

Окружающий мир (автор Вахрушев А.А.) Данный курс формирует элементарную целостную научную картину мира, позволяющую систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. Содержание начального естественнонаучного образования – расширенное. При изучении тем по предмету необходимо ориентироваться на важнейший принцип ОС «Школа -2100»- принцип «минимакса» (каждый ученик может усвоить максимум содержания, а должен усвоить минимум).

В содержание курса «Окружающий мир» включено содержание курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» (ОБЖ), поэтому в начальной школе нет специальных уроков по ОБЖ (см. письмо Минобразования от 25.03.99 №389/ 11-12 «О преподавании ОБЖ в начальной школе»).

В качестве ведущих технологий используются:

    Технологии организации учебного процесса
  • Классно-урочная система;
  • Факультативные занятия, расширяющие культурно-образовательное пространство класса;
  • Кружки под руководством учителей предметников;
  • самостоятельная работа учащихся.
    Предметные технологии
  • общепринятые методики преподавания учебных предметов;
  • игровые технологии;
  • проблемно-поисковые технологии;
  • технология активных форм и методов обучения (деловые игры, экскурсии, нестандартные уроки, зачеты, тесты);
  • технология учебного проектирования (метод проектов);
    Технологии внеучебной деятельности:
  • технологии развивающего обучения (обучение учащихся научно-исследовательской деятельности в предметных кружках;
  • технологии сотрудничества (клуб интеллектуальных игр, праздники, кружки «Общение», «Занимательная математика», «Здоровье»).
    Образовательная программа «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политике РФ в области образования.

    Это:

  • свободное развитие личности;
  • адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся;
  • создание условий для ее самореализации.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

В данной образовательной системе успешно реализуются технология проблемно- деятельностного обучения.

Важной особенностью образовательной системы «Школа 2100» является возможность осуществления принципа минимакса как условия развивающего образования. Авторы этой системы считают, что «… только при опоре на принципы минимакса школа станет действительно адаптивной, «школой для всех». Ученик, по той или иной причине неуспевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик очень сильный возьмет все, что ему дают, и пойдет выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. И каждый ученик получает четкую перспективу для своего личностного и познавательного развития.

Я работала по разным программам, по развивающей системе «Школа 2100» занимаюсь с детьми уже восьмой год. Мне очень нравится. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти. К урокам по этим предметам я готовлюсь долго, но с интересом. А весь этот труд не пропадает даром, потому что дети активны на уроках, они увлечены учебой, им это нравится. Помимо этой программы на уроках математики, русского языка, якутского языка я применяю разные приемы и методики - это КСО (в парах сменного состава, ручеёк …. ).

Например: взаимные диктанты, взаимообмен заданиями, работу учащихся в парах сменного состава. По вопросникам, различные виды взаимопроверки, взаимообмены текстами. Игровые технологии (игры в «слова» и «со словами», игры для развития речи, игры для развития памяти, мышления и.т.д.)

Моей настольной книгой и помощником является «Энциклопедия педагогических технологий» А. К. Колеченко, Санкт Петербург, 2002 г.

Мне нравится проводить на уроках разные виды технологий:

  • А) Взаимоконтроль - использую как при проверке теоретического материала, так и при решении задач и при контроле выполнения различных упражнений.
  • Б) Заучивание материала наизусть в классе. Эта технология хорошо разработана В.К.Дьяченко. Особой подготовки при проведении этой технологии не требуется. Временные затраты на проведение оправдываются обучающими и воспитывающими эффектами.
  • В) Обмен текстами. Цель этой технологии - это обучение чтению в начальных классах, обучение сотрудничеству, развитию интереса к чтению. Используется в начальных классах, начиная с послебукварного периода.
  • Г) Опрос пятерых (в основу положены идеи учителя В.В.Гладких). Данная форма опроса стимулирует активность учащихся. Они учатся задавать вопросы.
  • Д) Работа в парах сменного состава. Развивает умение говорить, обучает сотрудничеству. Результативность технологии очень хорошая.

Технология деятельностного метода реализуется на уроках разных типов, среди которых наиболее распространены уроки «открытия» нового знания и уроки рефлексии.

    Примерная схема урока объяснения нового материала.
  1. Организационный момент.
  2. Пятиминутка (речевая зарядка)
  3. Самодиктант, взаимодиктант или словарный диктант (5-6 слов)
  4. Мотивация: от интереса учащихся - к новой теме урока. Введение в тему.
  5. Зрительное восприятие нового материала в тесте упражнений или зрительное его предъявление на классной доске. Актуализация темы
  6. Открытие новых знаний.
  7. Воспроизведение нового правила. 1-2 учениками.
  8. Практическая часть(начало формирования умений).
  9. Подведение итога урока.
  10. Задавание домашней работы.

Образовательная система «Школа 2100» позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к труду, к жизни. Активная работа учителя является одним из важных путей в решении проблем обучения и воспитания младших школьников и позволяет достичь подлинных высот педагогического мастерства.



Портфолио: 1 стр. | 2 стр. | 3 стр. |