МБОУ "Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Прокопьева"

ФГОС


ФГОС: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Пояснительная записка к ОП НОО

Статус МБОУ ВВСОШ имени Ю.Н.Прокопьева с. Андреевское как общеобразовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации начального общего образования.

3.1. Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками; сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

3.2. Цель начального образования - обеспечить способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Основываясь на перечисленных выше положениях, можно сформулировать ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования:

    формирование основ гражданской идентичности личности на основе
  • формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на "своих" и "чужих", уважение истории и культуры каждого народа;
    2)формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе
  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
    3)развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма
  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
    4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
    5)развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Основной принцип организации содержания образования - принцип единства обучения и воспитания. Это означает, что образцы воспитания не задаются из вне, а создаются в формах сотрудничества в учебной и других видах деятельности, в которых ребенок сохраняет себя как целостность.

Основная форма обучения и воспитания - коллективная деятельность, обеспечи-вающая полноту жизнедеятельности ребенка. Ведущая форма - учебная деятельность.

    Широко используемые технологии:
  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
    Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
  • учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №10 создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что они были воспитанниками дошкольного образовательного учреждения "Золотой петушок", располагающегося в одном здании с общеобразовательной школой, имеющего тесную взаимосвязь с нею и обладают начальным уровнем сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий. Специфика кадров начальной школы определяется достаточно высоким уровнем профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли корпоративное обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Статус муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №10 п. Лебединый предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования за счёт максимально полного охвата детей образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки, что, в отличие от искусственного ускорения, даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

    3.3. Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника: нравственно и социально значимые качества:
  • уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой;
  • любознательность, активность в познании мира;
  • готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник - доброжелательный и коммуникабельный, осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни;
  • готовый обучаться в средней школе.

3.4. Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

    3.5. Задачи программы:
  1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.
  2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.
  4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
  5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.
  6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества, физической активности (самодеятельные игры, художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации, спортивные мероприятия, способствующие привитию здорового образа жизни).
  7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и мировой и национальной художественной культуре.
  8. Организовать образовательный процесс в школе на основе сотрудничества с социумом.

3.6. Основные принципы построения программы: Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе

    Российской Федерации "Об образовании". Это:
  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
    Программа опирается на Личностно-ориентированные принципы:
  1. Принцип адаптивности.
  2. Принцип развития.
  3. Принцип психологической комфортности.
    Культурно ориентированные принципы:
  1. Принцип образа мира.
  2. Принцип систематичности.
  3. Принцип ориентировочной функции знаний.
  4. Принцип овладения культурой.
    Деятельностно - ориентированные принципы:
  1. Принцип обучения деятельности.
  2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
  3. Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
  4. Креативный принцип.
    В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

ФГОС: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |