МБОУ "Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Прокопьева"

ФГОС



ФГОС: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Приоритетное направление воспитательной работы
в Республике Саха (Якутия)

Основным предметом разговора на сегодня является организация духовно-нравственного воспитания и становления молодого поколения граждан России.

Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-

культурную и социальную общность.

Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности.

Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремления возродить национальную идею России, изменить сознание граждан. Особо ценными в этом направлении стали шаги, предпринимаемые государственными органами и общественными организациями для создания условий, при которых у подрастающего поколения россиян формировались бы духовность, нравственность, чувство гордости за славную историю Отечества, вырабатывалось бы стремление участвовать в созидательной жизни и укреплении страны.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории". В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей (представлений), включающих в себя:
  • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • еловечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В нашем муниципальном образовании уже реализуется ряд целевых программ, касающихся образования и воспитания детей. К их числу можно отнести Муниципальную долгосрочную целевую программу "Программа развития образования на 2012-2016 годы", "Демографическое развитие", Комплексную программу "Молодёжь Верхневилюйского улуса". Базовые положения Концепции и определённые в ней национальные духовно-нравственные ценности легли в основу действующей в настоящее время "Программы воспитания и дополнительного образования в системе образования Верхневилюйского улуса на 2012-2016гг". Подобные программы, я уверена, будут создаваться и в общеобразовательных учреждениях нашего района.

"Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце. В программе должно быть четко определено, что наш питомец будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, деятельностью, борьбой и что отвергать, презирать, против чего бороться. Для достижения воспитательных целей одинаково важно и то, что мы говорим ученику, и то, что он делает, в какой среде проходит его деятельность, какие идейные влияния он испытывает", - писал великий педагог В.А.Сухомлинский.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат. Организация социально открытого пространства для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, создание нравственного уклада жизни обучающихся должны осуществляться на основе нравственного примера педагога. Говоря об этом, следует вспомнить слова немецкого педагога XVIII столетия Адольфа Дистервега, который считал, что "учитель - это солнце для вселенной" и что "повсюду ценность школы равняется ценности её учителя". Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и в жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам и коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: "Хорошее воспитание детей - это наша счастливая старость. Плохое - это наше горе, наши слезы". Главное в воспитании маленького человека в семье - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Современные родители, не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в деятельности педагогов, заинтересованных в правильном воспитании детей, должна занимать просветительская работа с родителями. Это могут быть родительские собрания, лектории, консультации, "круглые столы", работа созданных на базе учреждений клубов для мам и для пап, совместные праздники, экскурсии, походы, творческие и спортивные конкурсы, семейные чтения и др.

Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Так, например, на уровне улуса может работать улусный родительский комитет, который вместе со специалистами органов профилактики организует и проводит наряду с рабочими заседаниями и ежегодные районные родительские собрания. Темы для собраний: "Совместная роль семьи и образовательного учреждения в воспитании и личностном становлении гражданина Российской Федерации", "Доступность качественного образования как ресурс повышения эффективности обучения и воспитания личности", "Сохранение и укрепление здоровья детей как условие результативности образования".

    Обсуждаемые вопросы:
  • "Духовные истоки воспитания в семье",
  • "Роль матери в воспитании ребёнка",
  • "Роль отца в воспитании ребёнка",
  • "Роль бабушек и дедушек в воспитании детей",
  • "Любовь и дружба - основа семейного воспитания",
  • "Место и роль труда в жизни семьи",
  • "Как сделать ребёнка счастливым",
  • "Стремление к личному духовному совершенствованию родителей - основа семейного воспитания ребёнка",
  • "Воспитание Словом, Делом и Высоким примером",
  • "Роль традиций в семейном воспитании ребёнка" и др.

Очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от патриотического, а патриотизм всегда деятелен.

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. В улусе есть хороший краеведческий музей, Центр народной педагогики, почти в каждой школе открыты и действуют музейные кабинеты, дающие не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, но и свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Когда-то учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отметил: "Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками". Музеи обладают огромным образовательно - воспитательным потенциалом, так как сохраняют и экспонируют подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования - становление человека как духовно-нравственной личности.

    Наряду с внеклассными воспитательными мероприятиями большое место в духовном и нравственном развитии детей занимает хорошо организованная внешкольная и общественно полезная деятельность. Все общеобразовательные учреждения с участием педагогов дополнительного образования, общественных организаций, органов ученического самоуправления проводятся различные акции:
  • Акция "Милосердие" (оказание помощи ветеранам),
  • Акция "Поздравь ветерана", "Пятерки посвящаю ветеранам"
  • Благоустройство памятных и мемориальных мест,
  • "Свеча памяти" (участие в траурных шествиях),
  • Памятных мероприятия накануне Дня Победы,
  • Экологические акции, конкурсы,
  • Акции "Школьный двор", "Красивая школа" (наведение санитарного порядка и благоустройство пришкольных территорий).
  • Патриотические и военно-спортивные соревнования "Снежный барс", "Зарница" и др. Предлагаем:
  • Акция "Забота" (оказание помощи детям-сиротам, инвалидам, престарелым),
  • Фестиваль патриотической песни "Россия - Родина моя",
  • Конкурсы чтецов духовной поэзии и исполнителей духовных музыкальных произведений,
  • Улусный конкурс "Лучший класс" (по социально-значимым проектам)

При проектировании системной работы по решению задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников мы должны учесть опыт проведения мероприятий, дающих огромный воспитательный эффект и результат.

Сегодня в нашей республике одним из приоритетных направлений воспитательной работы является поликультурное воспитание школьников.

Итогом воспитательной работы школы является Личность, способная установить гармоничные отношения с представителями других культур, т.е. личность обладающая поликультурной компетентностью. Деятельность каждой школы должна достичь масштабов образовательно-культурного центра, способствующего овладению детьми культурными ценностями народов республики, страны, мира. - это вплетать в учебно-воспитательный процесс историко-культурное наследие разных народов, их культурные традиции и при этом держать ориентир на общечеловеческие ценности.

    Поликультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:
  • адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
  • взаимодействие между людьми с разными традициями;
  • ориентацию на диалог культур;
  • отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.

Эффективность поликультурного образования будет высокой, если программы развития образовательных учреждений будут пронизаны идеей поликультурности.

Необходимо родительское образование, которое является важным условием воспитания детей, способных успешно жить и трудиться в поликультурном обществе. Поликультурное образование отцов и матерей должно быть, с одной стороны, отвечающим насущным потребностям родителей как воспитателей, с другой - опережающим и формирующим эти потребности. Поэтому целесообразно каждому ОУ работать по своей программе поликультурного образования родителей.

В конечном итоге системная работа в области поликультурного образования обеспечит комфортные условия для чувства собственного достоинства представителей разных культур, которыми являются ученики, педагоги, родители.

Поликультурное воспитание следует рассматривать, прежде всего, как интегративный результат воспитательного взаимодействия семьи, школы, общества.

    Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
  • Воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств
  • Воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов
  • Воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Гражданско-патриотическое воспитание граждан федеративного государства в условиях новых вызовов глобального открытого информационного мира нацелено на формирование чувства гордости и любви к Родине, жизненной цели на служение Отчизне, на достижение стабильной, благополучной жизни на исконных землях предков. Патриотизм является главным фактором единения народов России и нравственной основы формирования активной жизненной позиции юных россиян.

Патриотическое воспитание юных граждан России в Республике Саха (Якутия) состоит в воспитании единства трехуровневой идентичности: общегражданской - российской, региональной - якутян и локальной - представителя конкретного территориального социума - улуса и поселения (города, села, поселка).

Документом, выражающим государственную политику в области патриотического воспитания юных граждан РФ, в Республике Саха (Я) является Концепция патриотического воспитания обучающихся в РС(Я) на 2012-2016гг, утвержденная Коллегией МО РС(Я) 20.12.2011г.

    С содержательной точки зрения, патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе:
  • включения обучающихся в активный созидательный труд на благо школы, города, улуса;
  • формирования бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, традициям и обычаям народа;
  • воспитания любви к малой родине, своим родным местам;
  • установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.
    Пути реализации интернационального воспитания:
  1. Системное изучение гос. Символик РФ, РС(Я), символики других стран
  2. Изучение природы родного края, его исторического прошлого
  3. Изучение родного языка, иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиций и обычаев этих стран.
  4. Формирование у детей знаний и представлений о достижениях нашей страны в области культуры, науки, техники
  5. Разработка рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию, обновление действующих программ в сфере воспитания с учетом региональных, этнокультурных и национальных ососбенностей.

ФГОС: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |